GT: Как-то так получается, что Ice-Pick Lodge любит озадачивать сразу - названиями своих проектов. Вот, скажем, почему "Мор.Утопия" носит именно это имя?... Не намекнете хотя бы?Николай Дыбовский: Сначала игра назвалась "Эпидемия". Это слово ужасно нравилось — то есть нравился контраст между названием (оно такое, из официального отчета, строгое, без пафоса) и содержанием игры, в которой болезнь — явление мистическое, выходящее далеко за пределы медицинской и общественной проблемы. В игре Песчаная Язва — нечто большее, чем просто эпидемия странной болезни.
Но потом так случилось, что слово "Эпидемия" посыпалось на нас буквально со всех сторон: по ТВ показали одноименный фильм с Дастином Хоффманом, мне подсунули фантастический рассказ с таким названием… в общем, стало казаться, что "все уже придумано до нас". Последней каплей был стикер в метро, рекламирующий новый альбом московской метал-группы "Эпидемия". Альбом назывался "Загадка волшебной страны". Вот тут меня уже начала настигать паранойя… Игра-то по сути была именно про это: Песчаная Язва — орудие неизбежности, которое по таинственным причинам целенаправленно лупит по самым удивительным (сиречь "волшебным") человеческим творениям.
читать дальшеТогда вспомнили библейское слово "мор". Слово было красивое, удачное. Но поскольку игра на самом-то деле была не о болезни, а о городе-чуде, городе, в котором удалось создать невозможное, "идеальном" городе-мечте — сочетание "Мор (утопия)" настолько властно заявило о своих правах, что бороться с ним стало уже невозможно. Оно мне еще понравилось тем, что слово "утопия" тут выглядело не как уточнение, а как… ну, жанр. Вроде гоголевского: "Мертвые души (поэма)". А поскольку с определением жанра у нас всегда были сложности, слово "утопия" твердо встало на свое место — сарказм тут был еще в том, что девять человек из десяти не верили, что у нас получится сделать эту игру. Так что правильное начертание именно такое, со скобками, а не через точку.
Название "Мор (утопия)" очень долго не нравилось издателям — слишком оно терялось в Интернете, среди ссылок на творение сэра Томаса Мора. Айрат Закиров сказал, что мы, в принципе, можем предложить альтернативу: "Чумовые каникулы или Две недели в раю" Английское название утверждали месяца три — там игра слов не работала. Предлагали нам в частности, такие варианты: "Forbidden Miracle", "Town of the Doomed", а кульминацией был вариант Ивана Бунакова — "Dukka!". В ответ на вопрос, из какой эзотерики он это извлек, и что это значит, Иван ответил: "Да ничего не значит… Так… игра странная и название странное — зато звучит!"
GT: "Мор.Утопия" был очень необычным проектом. Многие люди называют его шедевром. Многие - снисходительно пожимают плечами и кривятся. Как вы сами оцениваете успех своего первого ребенка? С творческой и коммерческой стороны, если можно.
Николай Дыбовский: Я считаю, что это несомненный успех. Мы ожидали куда более холодного приема. Кривятся больше те люди, чье мнение, в общем, и не хочется принимать в расчет — степень этой кривизны, как правило, прямо пропорциональна орфографической кривизне их выражений.
Не хочу показаться снобом, но это действительно так — среди поклонников игры преобладают умные (остроумные), образованные, начитанные люди. А среди ругателей — люди (по вполне объективным критериям — речь, аргументация) не слишком развитые. Только, пожалуйста, не нужно смеяться — мол, "кто нас хвалит, тот умный, кто ругает — тот дурак". Мы никогда так не думаем! Я был счастлив, когда наталкивался на разгромные рецензии (в ЖЖ, не в журналах) где игру критиковали очень жестко — но умно! Критиковали заслуженно, за дело — в полной мере понимая, что именно мы хотели сделать и (исходя из наших замыслов) почему нам это не удалось. Читать такую критику — одно удовольствие. А главное, от нее есть несомненная польза.
Сами мы к цельному мнению не пришли. Конечно, отлично понимаем, насколько лучше и интереснее можно было бы сделать игру — и как она далека от идеала. Айрат вообще считает, что игра неудачная, Петр Потапов более благожелателен. Я к "Мору" отношусь, как к нашему общему ребенку — хвалить на людях считаю неправильным, отношусь достаточно строго, но люблю бесконечно. Радуюсь его успехам, горжусь теми его чертами, которые достойны гордости.
С коммерческой точки зрения это не провал, и не успех — серединка на половинку. Но, учитывая уровень "дебютного проекта" (и технический, и дизайнерский) команды людей, которые раньше никогда не делали игры и в индустрии вообще не работали (у Айрата с Петром за плечами была крохотная казуальная игрушка) — это успех. Насколько я понимаю, "Мор" едва окупился, но считаю, что при более умелой маркетинговой политике издателя мог принести неплохую прибыль. К сожалению, у игр очень недолгий срок жизни. Думаю, эту игру покупали бы понемногу, но очень долго. По крайней мере, я постоянно вижу, что ее ищут и спрашивают. До сих пор покупаю "свежие" пиратки.