девушка из Хребтовки
На связи с нами человек, отвечавший за музыку и звук к небезызвестному "Мор. Утопия". Андриеш Гандрабур (так зовут композитора и, соответственно, звукорежиссера этого проекта) любезно согласился ответить на наши вопросы. Вопросы генерировал и задавал ваш покорный слуга OST Collector.

Андриеш Гандрабур – это творческий псеводним? Уж больно необычное имя-фамилия.

Нет, это не творческий псевдоним, это написано в паспорте. До 18 лет меня все звали Андреем. Андриеш – довольно распространенное молдавское имя, хотя сам я казах… Запутанная история.

Написание музыки для "Мора. Утопии" – это твоя первая крупная работа как композитора музыки к компьютерным играм или были какие-то ещё проекты? Если были, можешь перечислить?

Мор, это первый проект. Знакомый просто привел меня в студию Ice Pick Logic и представил как композитора, хотя на тот момент у меня было мало "стажа" и опыта к написанию музыки вообще, а потом оказалось, что и звуком заниматься придется мне. Было немного страшно, пришлось осваивать профессию звукорежиссера, но вроде бы справился, так что никто не заметил.

Каков твой возраст как композитора?

Точно сказать не могу. Наверное, как композитора, с начала разработки Мора, три года получается, я не считал себя композитором до этого. Да и сейчас не особо. А музыку пытаюсь писать, наверное, лет с шестнадцати.

А реальный?

Именно, Fast Tracker, Impulse Tracker - первые программы. Потом, я же начинал как гитарист, мы выступали в разных клубах.

Есть ли у тебя музыкальное образование? Если есть, то помогает ли оно тебе?

Музыкальное образование есть. Три класса скрипки. Три года ада. Я ненавидел скрипку, и сольфеджио, ненавидел хор и "музыкалку", хотя перепрыгивал через класс. В общем не пошла у меня скрипка, соответственно, мне это никак не помогает. Да и в написании электронной музыки мне не нужно образование. То есть его еще никто не может дать. Электронная музыка находится в зачаточной фазе, ей еще развиваться и развиваться. И возможно в какой-нибудь Гнесинке откроется отделение "техно". Кстати, никто пока не знает (даже разработчики), но ко всей музыке к "Мору" я использовал только две тональности ля и до, и все. К тому же все треки в одном ритме, разнообразие и видимость ускорения ритма достигается смещением акцентов. Образование должно быть в голове, точнее должен быть вкус, это пока все что нужно.

На каких инструментах умеешь играть?

Уверенно могу сказать только про гитару. Хотя уже давно не играл, мой Gibson собирает пыль в углу. Но для "Мора" я пару раз его использовал. Пробовал играть и на барабанах, и на флейте, и даже на аккордеоне, но уверенно владею только гитарой.

Саундтрек к Мору вышел очень мрачным и своеобразным. Когда тебе предложили написать к нему музыку, дали ли тебе творческую свободу или были какие-то ограничения и рамки со стороны разработчиков? Сколько у тебя ушло времени на написание столь масштабного саундтрека?

Было одно ограничение, звучало примерно как: "никаких нарочито электронных звуков". Что, конечно, по началу меня огорчало и ограничивало мои возможности. И отметались какие-то треки с прямой бочкой. Пришлось основываться на дабово-эмбиетно-трип-хоповых направлениях. В основном фильтром саундтрека занимались Николай Дыбовский и Айрат Закиров. Поначалу мы мало понимали друг друга, но потом научились прислушиваться и работать вместе. Так что в основном общий фон настроения создан тремя людьми.

На написание музыки и озвучку ушло примерно два года. Притом что музыкального материала было сделано в три раза больше чем в итоге вошло в игру. Мне непременно хотелось контекстно-зависимой музыки, что бы как в кино саундтрек развивался в соответствии с действиями игрока (главного героя) и событиями вокруг него. Оставалось понять, как это будет выглядеть технически. Сначала была система лупов и подкладов (падов), когда, например, ты находишься в городе, звучит подклад дневного города, а к тебе бежит персонаж к которому привязан агрессивный луп, ты понимаешь что сейчас будет драка и т.д. Получалось, что музыка как бы сама себя пишет, во время игры. Но эта система оказалась громоздкой, и не все работало как надо, непонятно было что за чем и какой луп главнее.

В общем, где-то через год работы над проектом Айрат добился таки идеального воплощения, написал программу, которая дала нам возможность без потери ритма менять музыку "онлайн", то есть музыка меняется в зависимости от того, где и в какое время находится игрок, и что он при этом делает.

Каким образом ты вышел на этот проект?

Меня привел приятель, который был тесно связан со студией Ice Pick, его имя Федор, он солист группы Тин-Тал. Вот таким образом.

При написании музыкального оформления этого саундтрека ориентировался ли ты на какие-либо схожие по атмосфере проекты (например, Сайлент Хилл)?

Если честно нет. Я вообще не игрок. То есть да, я играл в игры. Half Life, например. Но Сайлент Хилл прошел стороной и вообще все атмосферные проекты почему-то не коснулись меня, кстати собираюсь посмотреть что это за Сайлент Хил такой, про который все говорят. Короче не основывался.

Какой инструментарий ты использовал? Мне показалось, что в некоторых композициях ты использовал старый добрый синтезатор FM 7, а также хороший синт под название Absynth.

Да я активно использовал FM7 -- это один из немногих синтезаторов, в которых я как рыба в воде, то есть могу добиться какого угодно звучания. У него приятный звук и много возможностей, а также куча отличных пресетов. Absynth мне кажется одним из самых атмосферных синтезаторов, которые у меня есть, очень хорош для падов, длинных, атмосферных. Так же использую Pro53. Вообще люблю компанию Native Instrumets. А еще е я активный пользователь такой программы как Reason.

Интересно узнать, из чего состоит твоя домашняя студия? Какое оборудование используешь и с помощью, каких программ записываешь, сводишь и осуществляешь прочие полезные вещи с музыкальным материалом.

Моя домашняя студия состоит из двух активных аудио мониторов Yamaha MSP5, 4-ех октавной миди-клавы Evolution, аудио-карты Audigy 2 и моего милого PC компьютера. Все. А нет не все, еще наушники AKG K271, лучшие наушники по моему мнению для хоум-студии. Мало, но мне пока хватает. Нет, конечно же еще многого не хватает, но пока и этого достаточно, сложно это все.

Композиторство – это твой хлеб или просто хобби?

Пока хобби, то есть пока это не приносит достаточно денег, чтобы жить или покупать себе хорошее оборудование. Но я надеюсь, что когда-нибудь можно будет полностью отдавать себя делу, которому хочется себя отдавать.

Какие музыкальные направления тебе нравятся?

Раньше я отвечал "все кроме транса", теперь я начал прислушиваться и к нему. Есть два типа меломанов, которые отвечают "Я слушаю все": одни слушают все, равно как и ничего, музыка для них не главное, как мебель. Другие действительно слушают все, потому что не могут без музыки. Я не могу без музыки передвигаться, работать, читать, писать, есть, ходить в туалет и даже иногда спать. Соответственно ее должно быть много.

На данный момент в моем плэй-листе больше разных техно: техно-хаус, минимал-техно, эйсид-техно и т.д. Так же я люблю сбитую музыку типа брейк-бита и драм’н баса. Обожаю трип-хоп и дип. Раньше посещал джазовые концерты, однако сейчас это получается реже. Фанк для меня всегда остается столпом музыки. И я никогда не забуду, что для меня сделали такие группы как Red Hot Chili Peppers, Rage Against the Machine, Pearl Jam и Кино. А Hendrix? В общем этот список можно продолжать бесконечно.

Какие у тебя есть ещё увлечения и помогают ли они тебе в музыкальном плане?

Увлекаюсь фото, в музыке никак не помогает, разве что когда я публикую трек в Интернете, я всегда вешаю его с какой-нибудь подходящей по настроению фотографией. Еще увлекаюсь диджейством, это помогает выстраивать танцевальные композиции. Когда я играю свой трек, то вижу как и в каком месте на него реагирует публика. Раньше меня увлекали многие вещи, сейчас мало что кроме музыки остается.

Если не секрет, над каким проектом сейчас работаешь?

и над каким. Мне предложили работать в «Аккеле», но потом попросили позвонить через месяц, потом еще через месяц, в итоге оказалось, что у них ремонт или еще что-то. В общем отказ, потом с 1С тоже что-то неладное. В итоге сейчас я практически безработный, зато много времени отдаю совершенствованию.

Как ты считаешь, насколько готова Россия к такому направлению как игровые саундтреки? То бишь рентабельно ли издание и продажа дисков с саундтреками? Естественно речь идёт о качественных и интересных проектах.

Вообще мне кажется, Россия уже давно ко всему готова, если бы я не считал так, не смог бы здесь жить, хотя иногда есть желание переехать туда, где за мою работу платят в 10 раз больше. Правда и рентабельного ничего быть не может, пока не может. Пиратство обоюдно и двигатель, и тормоз культуры в нашей стране. Да и саундтреки пока не вышли на серьезный уровень. Насколько я могу судить, мало игр, где музыке придают серьезное значение, чтобы обращать внимание на отдельный диск с санудтреком. Игровая индустрия находится в начале пути, как полноценный энтертэйнмент еще не развилась. Когда-нибудь компьютерная игра достигнет уровня многобюджетного фильма, выставочного кино и так далее, и тогда саундтреки игр будут продаваться на уровне.

Если бы тебе предложили издать саундтрек к "Мору" отдельным диском, ты бы дал согласие? На твой взгляд музыка достойна этого?

Согласие свое я бы дал, не бесплатно конечно. Но если честно, мне не кажется, что музыка в "Мор. Утопия" достаточно достойна, она вся порезана на куски настроений и отрывки атмосфер. Чтобы сделать полноценный диск, нужно ее дополнять, делать цельные композиции, а я не готов сейчас тратить время на подобную музыку за голый энтузиазм. Приходится быть прагматичным. Хотя энтузиасты же хакнули игру, чтобы достать оттуда музыку, значит кому-то это надо.

Кстати, кому принадлежат праву на этот саундтрек? Тебе или издателю?

Со мной никто не заключал никаких контрактов и договоров, соответственно все права принадлежат мне. По идее я бы мог подать в суд на Буку за то, что она использует в своей игре мою музыку, и на пару сайтов, которые повесили ее без моего ведома :). Но, конечно же, я этого делать не буду.

Чтобы ты посоветовал начинающим композиторам (и матёрым, кстати, тоже), которые хотят влиться в индустрию компьютерных и видеоигр. Как ты сам сюда попал?

Я бы посоветовал поиграть в игры и научится распознавать настроения, научится их режиссировать. Звучит туманно, понимаю. Нужно понимать, что недостаточно просто написать бодренькую мелодию для гонки и мрачненькую для хоррора, музыка в игре элемент дизайна, геймплея и даже сценария. Я бы даже так сказал - писать музыку к игре (если подходить к этому серьезно) тяжелее, чем в кино. Все киношные законы присутствуют, внутри и внешне кадровая музыка, только еще добавляются законы игры. В кино планы либо статичны, либо динамичны, и вы в соответствии со сценарием знаете что куда писать, а в игре вы полностью зависите от игрока, вы должны режиссировать его план.

А влиться в индустрию, по-моему легко, надо зайти на сайт КРИ, посмотреть сайты всех разработчиков и послать им свой демо-диск с предложением своих услуг. А начинающим (собственно я тоже начинающий) композиторам могу предложить заходить на этот форум, где можно задать любой вопрос о софте, музыке, девайсах и т.д.


@темы: интервью